Проект «Экспериментальная деятельность в подготовительной группе. Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе доу Проведение занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе ДОУ
Программное содержание проекта Предполагаемый проект проводится в рамках экологического воспитания детей подготовительного к школе возраста и в соответствии с ФГОС Реализация проекта проходила через следующие образовательные области: (познание, речевая социально- коммуникативная, художественно-эстетическая) В результате самостоятельных элементарных опытов и исследований, направленных на изучение воздуха и воды, их значении в жизни человека, у детей формируются естественные представления об объектах неживой природы. В ходе работы над проектом дети ответят на вопросы: Как организовать эффективный поиск информации? Что для этого можно использовать?
Актуальность проекта Актуальность данного проекта – развитие познавательного интереса через развитие познавательно – исследовательского поведения ребёнка. Исследование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребёнок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребёнка. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточной её разработанности в плане развития ребёнка.
Объект проекта: окружающая среда человека Предмет проекта: экспериментальные исследования свойств воды и воздуха Цель: с помощью экспериментов (опытов) выявить уровень сформированности представлений о воздухе и воде у детей подготовительного к школе возраста. Задачи: 1. Обучать детей исследовательской деятельности, развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними. 2. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы. 3. Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами, принимать и ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. 4. Расширять представления о значимости воздуха и воды в жизни человека. Развивать экологическое сознание.
Необходимые материалы Основное оборудование лаборатории: приборы – «помощники»; микроскоп, пробирки, сосуды, лабораторная посуда; весы; емкости для игр с водой разного объема и формы; силиконовые формы, и т.д. Утилизированный материал: пробки, проволока; разные виды бумаги; красители – гуашь, краски акварельные; мерные ложки, резиновые груши. Прочие материалы: воздушные шары, свечи, коктейльные трубочки, мяч.
Этапы реализации проекта Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы). Обобщение и уточнение представлений у детей о функциях и свойствах воздуха и воды. (Чтение художественной литературы, рассматривание картин с природными явлениями). Консультации для родителей по данной проблеме. I этап – подготовительный Организация работы над проектом. Теоретическая часть: составление перспективно-тематического плана работы с детьми, разработка конспектов и описание проведения опытов, консультирование родителей по теме: «Эксперимент в детском саду и дома». Практическая часть: Игры – эксперименты по данной проблеме. 3. Связь с другими видами деятельности: игровая, продуктивная, познавательно- исследовательская (самостоятельные опыты), коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы). II этап - основной Презентация проекта занятие по экологии с участием детей «Эксперименты с воздухом и водой». III этап - заключительный
Предполагаемый продукт проекта После завершения проекта дошкольники смогут: - Проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (или совместно с взрослыми); - Осуществлять поиск информации (самостоятельно или с взрослыми); - Собирать, обобщать и оценивать факты, формировать и представлять собственную точку зрения; - Проявлять элементарные навыки рационального природопользования.
СЕНТЯБРЬ 1 неделя. Проект начинается с уточнения представлений детей о функциях и свойствах воздуха и воды. Оценивается уровень знаний детей о воздухе и воде. 2 неделя. Уточняется представление детей о функциях и свойствах воды. Оценить уровень знаний о воде. 3 неделя. Проводится консультация с родителями на тему: «Опытно- экспериментальная деятельность с детьми в детском саду». 4 неделя. Знакомство с материалом и оборудованием для исследовательской деятельности. Поддерживать и развивать интерес у ребенка к исследованиям, опытам. октябрь 1 неделя. Расширять представления у детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет ни запаха, не имеет вес. Работа начинается с того, что воспитатель ставит перед детьми задачу обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойства – невидимость. Дети проводят опыт и делают выводы. Имеет ли запах воздух? Дидактическая игра «Узнай по запаху». 2 неделя. Предложить детям взвесить воздух и как это можно сделать при помощи весов. Дети взвешивают воздушные шарики и делают вывод, что без воздуха весят одинаково, также как и надутые. Поинтересоваться у детей, в какой знакомой игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катится, ее можно бросать. Если в нем появится хоть одна дырочка, то весь воздух выйдет. 3 неделя. С помощью опытов закрепить у детей представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.). 4 неделя. Обобщаются результаты исследования о воздухе. Проводится самостоятельная работа в уголке – лаборатории. ноябрь 1 неделя. Беседы о том, что вода необходима для животных, растений, птиц, рыб и людей, без воды нельзя жить. Дать детям понять, что вода – это источник жизни и все живое на земле нуждается в воде. 2 неделя. Дать представление о том, что вода может быть не только жидкой, но и твердой. И что под действием тепла – вода превращается из твердого состояния в жидкое, и наоборот. Эксперимент (вода – лед – вода). 3 неделя. Познакомить детей со свойствами воды – испарение. А также с тем, что дерево и пенопласт не тонут в воде. Игра «Пускаем кораблики». 4 неделя. Эксперимент превращения снега в воду. Продолжать знакомить со свойствами воды. Беседа «Что пьют животные и птицы зимой». Описание форм образовательной деятельности
ЦАРИЦА – ВОДИЦА ЗАНЯТИЕ ПО ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕЛЬ: совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды. ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: - способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды; -развивать речь, мышление, любознательность; -развивать умение делать выводы, умозаключения; -воспитывать аккуратность при работе. ОБОРУДОВАНИЕ: прозрачные стаканчики, ёмкости разной формы, мука, соль, сахар, аскорбиновая кис- лота, молоко, картина, краски, кисточка, платок, воронка, растительное масло, пипетка,травяной настой. МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ: -организационный приём; -художественное слово; -уточнение, опросы, игровые приёмы; -опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ: Дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ - Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране, Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает, На плите у нас кипит, Паром чайника шипит. Без неё нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить; Без неё нам не прожить. Н.Рыжова ВОСПИТАТЕЛЬ: - ребята, для чего нужна вода, кому нужна вода? А хотите больше узнать о воде? (ответы детей). Тогда проходите вот к этому столу, где нас ждут различные предметы для исследования воды.
ОБОРУДОВАНИЕ: - Кубик, шарик, вазы ХОД ОПЫТА: ВОСПИТАТЕЛЬ: какой формы эти предметы?(ответы детей). -А имеет ли форму вода? Для этого возьмём узкую банку и наполним её водой. Перельём эту воду в широкую банку. Форма, которую принимает вода, всё время изменяется. ВЫВОД: вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода- жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге растекается, в ямках собирается, а в землю впитывается. Итак, вода не имеет формы КАКОЙ ФОРМЫ ВОДА?
ОБОРУДОВАНИЕ: - один стакан с водой, другой с молоком ХОД ОПЫТА: Возьмём картинку и поставим её за стаканом с водой. -Нам видно картинку?(ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. -Что мы обнаружили? через воду рисунок виден, а через молоко нет. ВЫВОД: вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунём её в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через неё на картинку. Рисунок не виден. ВЫВОД: вода прозрачная жидкость. КАКОГО ЦВЕТА ВОДА?
ОБОРУДОВАНИЕ: - сахар, соль, мука, подсолнечное масло, аскорбиновая кислота ХОД ОПЫТА: -А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают своё мнение. Один ребёнок размешивает в воде сахар, другой - соль, третий – аскорбиновую кислоту. -Теперь попробуйте воду снова. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, солёная, кислая ВЫВОД: своего вкуса у воды нет. - А что случилось с веществами, которые попали в воду? (ответы детей). -А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Так же не растворилось и масло, оно осталось на поверхности. ВОДА – РАСТВОРИТЕЛЬ
ОБОРУДОВАНИЕ: -2 яйца (сваренное в крутую) -соль -вода -2 ёмкости ХОД ОПЫТА - Положили 2 яйца в разные ёмкости с водой. Они утонули. - В одну ёмкость с яйцом насыпали соль. Яйцо всплыло и держится на поверхности. ВЫВОД: - Вода солёная, поэтому вес воды увеличился, а яйцо стало легче солёной воды и оно поднялось на поверхность. ЯЙЦО УТОНЕТ ИЛИ ВСПЛЫВЁТ?
ОБОРУДОВАНИЕ: -Краски акварельные, силиконовые формочки, кисти, вода ХОД ОПЫТА -Подкрашиваем воду акварельной краской любого цвета -Наливаем в формочку -Замораживаем в морозильнике -Вытаскиваем льдинку из формочки, перегнув форму -Выкладываем получившиеся изделия ВЫВОД: - Вода принимает форму изделия, и сохраняет цвет краски после заморозки ЛЬДИНКИ НА ТРОПИНКЕ
ОБОРУДОВАНИЕ: - микроскоп, камни разной величины и цвета ХОД ОПЫТА: -Кроме самодельной лупы существует промышленный прибор для увеличения изображения предмета. -Перед вами прибор микроскоп. Давайте положим камешки на предметное стекло и рассмотрим их состав ВЫВОД: То, что не видно простым глазом, - мелкие песчинки, вкрапления других минералов в камень, под действием микроскопа увеличивается МИКРОСКОП
НЕВИДИМКА-ВОЗДУХ ЗАНЯТИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕЛЬ: совершенствовать представления детей о воздухе. ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: - формировать представление о воздухе, его свойствах;о роли в жизни живых существ. Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию. Развивать мышление, учить делать выводы в процессе эксперимента. ОБОРУДОВАНИЕ весы подвесные;2 одинаковых воздушных шара; стакан с водой; трубочки для коктейлей; пустой стакан; прозрачная ёмкость с водой; целлофановые пакеты; пузыри. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: беседа «Живая и не живая природа»; рассматривание иллюстраций. МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ: -организационный приём; -художественное слово; -уточнение, опросы, игровые приёмы; -опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ: Дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬ: -ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Помните, мы с вами говорили о живой и не живой природе. Давайте вспомним, что относится к живой природе (люди, животные, растения)? -А что относится к не живой природе (камни, вода, воздух, почва, звёзды)? Молодцы! А сейчас внимательно послушайте загадку. Если разгадаете, то узнаете, о чём мы сегодня будем говорить на занятии. Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но невидим он для нас. (воздух) Правильно, это воздух. Ребята, что вы знаете и можете сказать о воздухе? Вся наша планета окутана воздушным покрывалом. Воздух – везде: на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас. Чтобы доказать, что воздух есть, мы в нашей лаборатории проведём опыты.
ОБОРУДОВАНИЕ: - Целлофановые пакеты ХОД ОПЫТА -Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. -Закрутите пакеты. Что произошло с пакетом? -Что в них находится? Какой он? Вы его видите? - Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите пакет. -Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? ВЫВОД: мы его не видим, но чувствуем. КАК ПОЙМАТЬ ВОЗДУХ
ОБОРУДОВАНИЕ: - Стаканы с водой, трубочки ХОД ОПЫТА: -Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. -Что вы видите? -Что выходит из воды с пузырьками? - Откуда он берётся? ВЫВОД: Пузырьки поднимаются на поверхность потому, что воздух легче воды ВОЗДУХ ЛЕГЧЕ ВОДЫ
ОБОРУДОВАНИЕ: -8 кусков верёвки по 40 см -большой пластиковый пакет -двухсторонний скотч - игрушечный человечек ХОД ОПЫТА: Из пакета вырезали круг и прикрепили к нему верёвки и человечка. Сложили парашют и бросили его как можно выше. Парашют опускается медленно ВЫВОД - При спуске под куполом оказывается большое количество воздуха. Сила сопротивления воздуха уменьшает скорость падения ПАРАШЮТЫ (игрушечный парашют)
ОБОРУДОВАНИЕ: - 3 апельсина, вода, ёмкость ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА: - Положили апельсин в емкость с водой. Он плавал на поверхности Почистили другой апельсин. Положили в воду. Он утонул ВЫВОД: Неочищенный всплыл, потому что поверхность кожуры пористая, содержит воздух, который держит апельсин на поверхности Эксперименты вместе с родителями. « ТОНЕТ –НЕ ТОНЕТ»
ОБОРУДОВАНИЕ: - Банка, вода, стакан, мелкая игрушка, пищевая пленка ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА - Помещаем мелкую игрушку на дно банки. Закрываем горлышко банки пищевой пленкой. Наливаем в получившуюся воронку воды. Сверху прикрываем пленкой. Получилась лупа. ВЫВОД: Если смотреть через импровизированную лупу, игрушка на дне будет увеличена Эксперименты вместе с родителями. « САМОДЕЛЬНАЯ ЛУПА»
ОБОРУДОВАНИЕ: - Стакан прозрачный (пустой). Вода с пищевым красителем (у нас он будет зеленого цвета). Масло. Лед. Хорошее настроение и любознательность!!! ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА Возьмите прозрачную емкость (можно стакан), налейте в него воды до половины. Затем в воду поместите кубик льда. Вы увидите, что лед плавает на поверхности воды. Влейте в этот же стакан растительного масла, доведя объем жидкостей но полного наполнения сосуда. Оказывается, что лёд не будет всплывать сквозь масло, а «зависнет» между двумя жидкостями! ВЫВОД: Опыт очень понравился Варваре, так как при смешивании разноцветных жидкостей и льда, смогла наблюдать как «непослушный» лед остался на поверхности воды и под слоем масла, как при добавлении масла оно поднимается и собирается вверху и не смешивается с водой. При помощи подручных средств и простых действий, смогли наблюдать, что плотность воды больше чем у льда и масла. Эксперименты вместе с родителями. « НЕПОСЛУШНЫЙ ЛЁД»
Практическая значимость проекта Для общества – ребенок, овладевающий навыками поисково-исследовательской деятельности, способен самостоятельно решать возникающие задачи, что и необходимо для школьного обучения. Для ребенка – развитие познавательных навыков, личностных качеств. После проведения всех опытов, бесед, посвященных изучению воздуха и воды, у детей стойко сформировалось представление о таких понятиях, как воздух и вода, их свойствах. Многочисленные опыты вызывали у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению. В результате проведенной совместно с детьми деятельностью по проекту были: Опровергнуты две гипотезы: «Воздух невидим потому, что его нет» и «Мы не можем потрогать воздух потому, что он не предмет». Подтверждены следующие высказывания детей: «Воздух можно поймать, он может двигать предметы, может быть холодным и теплым». Дети уяснили и закрепили для себя, что все пространство вокруг заполнено воздухом и, что без него не будет жизни на Земле, воздух есть жизнь. Что вода – это жидкость без цвета, вкуса и запаха, ее можно наливать, переливать, она обретает форму сосуда, в котором находится и также как и без воздуха, так и без воды, все живое на Земле погибнет.
Светлана Зобкова
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Детское экспериментирование - путь к познанию мира»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 "Аленушка" р. п. Кузоватово
Воспитатель : Зобкова С. И.
Проект "Детское экспериментирование - путь к познанию мира "
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ :
«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ МИРА »
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.
Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий . В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того используемый материал обеспечивает развитие двух типов детской активности :
1. собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим;
2. активность ребенка, стимулированной взрослым.
Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде.
Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника : развитие личности, психическое развитие.
Актуальность проекта .
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К. Е. Тимирязев
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира .
Образ мира - это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка , имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность , как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей , их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование .
Существует различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование » . В нашем исследовании мы придерживались определения, предложенного Н. Н. Поддьяковым : «детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой».
Работая в дошкольном учреждении, всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том , что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование , как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира .
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира .
Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
Цели и задачи проекта .
Цель проекта : Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности .
Задачи проекта :
Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
Развивать связную речь детей : побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира );
Развивать наблюдательность;
Воспитывать интерес детей к ;
Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Вид проекта : групповой ; краткосрочный ; поисково-исследовательский.
Участники проекта : воспитатель группы , дети 6 -7 лет.
Состав проектной группы : воспитатели и воспитанники группы 6 – 7 лет .
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный .
Изучить и проанализировать методическую литературу по теме
Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности
Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности .
2 этап – основной.
Внедрение в воспитательно – образовательный процесс опытно-экспериментальной деятельности . Перспективный план.
3 этап – заключительный.
Определить эффективность проведенной работы
Провести анализ полученных результатов.
Место проведения : МДОУ д/с №6 «Алёнушка» .
Режим занятий : 1 занятие в неделю, во второй половине дня. Продолжительность одного занятия 30 минут.
Ожидаемые результаты.
Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности .
Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
У дошкольников развиты умения : наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
Перспективный план работы по основному этапу проекта :
Тема Программное содержание : Совместная деятельность педагога и детей (НОД по экспериментальной деятельности ) Совместная деятельность родителей и детей
«НЕВИДИМКА ВОЗДУХ» формировать представление о воздухе, его свойствах; о роли в жизни живых существ. Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию . Развивать мышление, учить делать
выводы в процессе эксперимента . КАК ПОЙМАТЬ ВОЗДУХ
Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетом? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите пакет. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? И так, мы его не видим, но чувствуем. ПАРАШЮТЫ (дома совестно с родителями изготавливаем игрушечный парашют)
Оборудование :
8 кусков верёвки по 40 см
Большой пластиковый пакет
Двухсторонний скотч
Игрушечный человечек
Из пакета вырезали круг и прикрепили к нему верёвки и человечка. Сложили парашют и бросили его как можно выше.
При спуске под куполом оказывается большое количество воздуха. Сила сопротивления воздуха уменьшает скорость падения.
ЧТО В СТАКАНЕ
Воспитатель : посмотрите, у меня в
руках стакан. Как вы думаете, он
пустой? Сейчас мы это проверим.
Нам понадобиться ёмкость с водой
и этот стакан. Перевернём стакан
вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно. Что вы видите? Попадает ли вода в стакан? Вытаскиваем. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри? (воспитатель предлагает детям
потрогать стакан внутри). Ребята,
почему вода не попала в стакан?
Какой можно сделать вывод?
Правильно, в стакане находится воздух, он не пускает туда воду. ПОЧЕМУ ГАСНЕТ СВЕЧА
Оборудование :
Взяли 2 свечи, поставили на блюдца
и подожгли их. Одну из свечей накрыли банкой и стали наблюдать, что будет происходить дальше. Через некоторое время свеча накрытая банкой погасла.
Почему она погасла? В банке кончился кислород и образовался углекислый газ. Вот так и мы не можем жить без кислорода.
ВОЗДУХ ЛЕГЧЕ ВОДЫ
Перед вами стаканы с водой и тру-
бочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Откуда он берётся? Пузырьки поднимаются на поверхность потому, что воздух легче
ИМЕЕТ ЛИ ВОЗДУХ ВЕС?
Нам понадобиться весы и два воздушных шара. Эти весы можно сделать сами из верёвочки и палочки. С двух сторон я подвесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены. Я возьму острую палочку
и проткну один из шаров. Что произошло? Какой можно сделать вывод? Шар с воздухом опустился вниз, а лопнувший шар поднялся вверх. Значит шарик с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха.
ДВИЖЕНИЕ ВОЗДУХА
Возьмите лист бумаги и помашите перед лицом. Что вы почувствуете? А если бы мы сейчас окно,
что бы почувствовали? Молодцы! Итак, делаем вывод, что воздух – движется. Ребята, сегодня мы много говорили о воздухе, его свойствах, но забыли сказать самое главное, что воздух
необходим всему живому. Без него мы не проживём и 5 минут. Попробуйте, закройте рот и зажмите нос двумя пальцами. Не дышите. Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватало? Хорошо вам было без воздуха?
ЦАРИЦА – ВОДИЦА - совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды;
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
Развивать речь, мышление, любознательность;
Развивать умение делать выводы, умозаключения;
Воспитывать аккуратность при работе.
КАКОЙ ФОРМЫ ВОДА?
На столе лежат кубик и шарик.
Воспитатель : какой формы эти предметы (ответы детей) . А имеет ли
форму вода? Для этого возьмём
узкую банку и наполним её водой.
Перельём эту воду в широкую банку.
Форма, которую принимает вода, всё время изменяется.
Вывод : вода принимает форму того
сосуда, в котором находится. Вода-
жидкость. Вспомните лужи после
дождя. На дороге растекается, в ямках собирается, а в землю впитывается. И так вода не имеет формы.
КАКОГО ЦВЕТА ВОДА?
Возьмём два стакана-один с водой, а
другой с молоком. Возьмём картинку
и поставим её за стаканом с водой.
Нам видно картинку (ответы детей) .
А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? Вывод : через воду рисунок виден, а через молоко нет. Значит вода прозрачная жидкость.
Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунём её в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через неё на картинку. Рисунок не виден.
И так,делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. ЛЬДИНКИ НА ТРОПИНКЕ
Оборудование :
3 ёмкости
Формочки
В ёмкости налили воды. Воду
подкрасили акварельными
красками разного цвета. Подкрашенную воду разлили в формочки. Формочки положили в морозилку. На следующий день
получили разноцветные льдинки.
ВОДА – РАСТВОРИТЕЛЬ
А если у воды вкус? Дети пробуют
воду и высказывают своё мнение.
Один ребёнок размешивает в воде
сахар, другой - соль, третий – аскорбиновую кислоту. Теперь попробуй-
те воду снова. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала слад-
кая, солёная, кислая. Вывод : своего
вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы добавили в воду? (ответы детей) . А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Так же не растворилось и масло, оно осталось на поверхности. ЯЙЦО УТОНЕТ ИЛИ ВСПЛЫВЁТ?
Оборудование :
2 яйца (сваренное в крутую)
2 ёмкости
Положили 2 яйца в разные ёмкости
с водой. Они утонули. В одну ёмкость с яйцом насыпали соль. Яйцо всплыло и держится на поверхности. Вода солёная, поэтому вес воды увеличился, а яйцо стало легче солёной воды и оно поднялось на поверхность.
ЕСТЬ ЛИ ЗАПАХ У ВОДЫ?
Давайте определим есть ли запах у воды. (Ответы детей) . Теперь размешаем в воде травяной настой и мятные капли. И снова понюхаем воду. У воды появился запах. Растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды : цвет, вкус, запах.
ФИЛЬТРОВАНИЕ ВОДЫ
Бывает такая ситуация, что воды
чистой рядом нет, но жизненно
важно глотнуть хотя бы глоток воды. Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся . Для этого возьмём воронку, платок, вату и ёмкость для воды. Делаем очистительные устройства – фильтры.
Цель:
Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать словарь. Формировать
осознанное отношение к своему здоровью.
Материал: камешек, стакан с водой, полиэтиленовый пакет, резиновая груша, кусочек мела, соломинка, зеркало; банка с водой, воронка, стакан, кусок резины, резиновая игрушка, весы, панно с деревом.
Ход занятия:
Воспитатель:
Отгадайте загадку:
Такой большой, что занимаю мир,
Такой маленький, что в любую щель пролезаю.
(воздух
)
Правильно, а почему вы так решили?
Дети:
Воздух везде; вокруг нас, на небе, на всей земле.
Воспитатель:
Предлагаю вам стать учеными и заняться исследованием воздуха. Вы знаете, кто такие ученые-исследователи?
Дети:
Люди, которые занимаются исследованиями.
Воспитатель:
Нам предстоит трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. (Прикрепляет на грудь детям визитки).
Вы готовы? Уважаемые коллеги! Пройдите в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.
1 Опыт:
Воспитатель:
Возьмем в руки камешек, сожмем его в руке. Какой он на ощупь? (твердый, жесткий, крепкий). Камень – это твердое тело. Какие твердые тела вы можете назвать?
Дети:
……………………
Воспитатель:
А можно ли взять в руку воздух и сжать его? Нет нельзя. Делаем вывод: ВОЗДУХ – НЕ ТВЕРДОЕ ТЕЛО.
2 Опыт:
Воспитатель:
Возьмем стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте, какая она?
Дети:
Прозрачная, бесцветная, без запаха, без вкуса.
Воспитатель:
Что умеет делать вода? Вода течет, бежит, струится, журчит. Что же такое вода? Вода – это жидкость. Назовите другие жидкости.
Дети:
Сок, кефир, молоко, кисель и т.д.
Воспитатель:
Делаем вывод: ВОЗДУХ – НЕ ЖИДКОЕ ТЕЛО.
Воспитатель:
Мы знаем, что воздух нельзя сжать в руке. Значит он – не твердое тело. Воздух не течет, его нельзя пить. Значит он – не жидкость.
Можно сделать вывод: Воздух не твердое тело и не жидкость. Воздух – это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха. Вот это наше открытие. Продолжим исследования.
Воспитатель:
Воздух невидим. Как же нам его обнаружить?
Опыт:
Воспитатель:
Возьмем полиэтиленовый пакет и начнем скручивать его с открытого края. Пакет становится выпуклым. Почему? (ответы детей
)
Дети:
Делаем вывод: Он наполнен воздухом, но мы его не видим.
Опыт:
Воспитатель:
А теперь помашем ладонью около лица, подуем на ладонь. Что мы чувствуем?
Дети:
Ветер, воздух движется.
Воспитатель:
Делаем вывод: ДВИЖЕНИЕ ВОЗДУХА МЫ МОЖЕМ ОЩУЩАТЬ.
Физкультминутка
(дети имитируют движения).
Ветер тихо клен качает.
Вправо влево наклоняет.
Раз – наклон
И два – наклон,
Зашумел листвою клен.
(предлагаю сесть)
Воспитатель:
Воздух есть везде. Проверим это.
Опыт:
Воспитатель:
Возьмем резиновую грушу, сожмем ее в руке. Что вы услышали?
Дети:
Свист, воздух с шумом выходит из груши.
Воспитатель:
А теперь закроем отверстие резиновой груши и попытаемся сжать ее. Она не сжимается? Что же этому мешает?
Дети:
Палец, закрывающий отверстие и воздух, находящийся внутри груши.
Воспитатель:
Делаем вывод: ВОЗДУХ, НАХОДЯЩИЙСЯ В ГРУШЕ, МЕШАЕТ ЕЕ СЖАТЬ.
Опыт:
Воспитатель:
А теперь бросим в стакан с водой кусочек мела. Что происходит?
Дети:
Из мела выходят пузырьки воздуха.
Воспитатель:
Мы провели ряд опытов, выясняя, где есть воздух. К какому выводу мы пришли? ВОЗДУХ ЕСТЬ ВЕЗДЕ: В ПАКЕТЕ, В ГРУШЕ, В МЕЛЕ.
А теперь, уважаемые коллеги, предлагаю вам продолжить исследования и выяснить, какими свойствами обладает воздух.
Воспитатель:
Занимает ли воздух место?
Опыт:
Воспитатель:
Опустим перевернутый стакан в банку с водой. Что вы наблюдаете?
Дети:
Вода в стакан не вливается.
Воспитатель:
Теперь осторожно наклоним стакан. Что произошло и почему?
Дети:
Вода влилась в стакан, воздух из него вышел в виде пузырей.
Опыт:
Воспитатель:
А теперь закроем трубочку пальцем и опустим ее в воду. Что произошло?
Дети:
Вода не поступает в трубочку.
Воспитатель:
Открою отверстие трубочки. Почему вода вошла в трубочку? Воздух вышел из трубочки, и туда влилась вода. Делаем вывод: ВОЗДУХ ЗАНИМАЕТ МЕСТО.
Воспитатель:
А теперь узнаем, имеет ли воздух вес?
Опыт:
Воспитатель:
Возьмем два воздушных шара. Внутри одного находится воздух, а другой сдутый, без воздуха. Их кладем на весы. Что наблюдаем: чаша весов с надутым шаром перевесила. Почему? Делаем вывод: ЧАША ВЕСОВ ПЕРЕВЕСИЛА, ПОТОМУ ЧТО ШАРИК НАПОЛНЕН ВОЗДУХОМ. ЗНАЧИТ, ВОЗДУХ ИМЕЕТ ВЕС.
Опыт:
Воспитатель:
А сейчас возьмем кусочек резины и бросим его в воду. Он утонул. Опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее, чем кусочек резины? Что у нее внутри?
Дети:
Воздух.
Воспитатель:
Делаем вывод: ВОЗДУХ ИМЕЕТ ВЕС, НО ОН ЛЕГЧЕ, ЧЕМ ВОДА.
Мы провели исследования. Что мы узнали о свойствах воздуха?
Дети:
Воздух занимает место и имеет вес.
Воспитатель:
Правильный вывод, коллеги. А для чего нам необходим воздух?
Дети:
Для дыхания.
Воспитатель:
Уважаемые коллеги! Мы провели опыты, узнали, как и где можно обнаружить воздух, какими свойствами он обладает. Знаем главное назначение воздуха. Теперь предлагаю убедиться в том, что мы дышим воздухом.
Опыт:
Воспитатель:
Возьмем стакан с водой и соломинку. Опустим соломинку в воду и тихонько подуем в нее. Что вы наблюдаете?
Дети:
Пузырьки воздуха.
Воспитатель:
Да, и это доказывает, что мы выдыхаем воздух.
Опыт:
Воспитатель:
Подышим на зеркало. Оно запотело. Почему?
Дети:
предположения детей.
Воспитатель:
Поверхность зеркала стала влажной, так как вместе с воздухом мы выдыхаем мельчайшие капельки воды.
Воспитатель:
А теперь подойдите к плакату и расскажите, как дышит человек, и как воздух проникает в организм.
Дети:
Через нос и рот воздух вдыхается и попадает в легкие. А там через трубочки-сосуды, по которым течет кровь, отдает необходимые для жизни человека вещества, а забирает вредные, ненужные, и выдыхает, выталкивая их наружу.
Воспитатель:
Правильно. А теперь положите руки на грудную клетку. При дыхании она поднимается (расширяется) и опускается (сжимается). Что происходит с легкими при дыхании?
Дети:
При вдохе легкие расширяются, а при выдохе сжимаются.
Воспитатель:
А теперь попробуйте не дышать. Долго смогли вы продержаться без дыхания? Нет. Делаем вывод: БЕЗ ДЫХАНИЯ ЖИЗНИ НЕТ.
Воспитатель:
Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Что же приводит к загрязнению воздуха?
Ответы детей:
Дым из трубы, дым из машин.
Воспитатель:
(экологическая игра
) А теперь я предлагаю вам поиграть в игру. Рассмотрим панно. А как вы думаете, какие картинки здесь лишние, почему?
Воспитатель:
Мы должны заботиться о своем здоровье. Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым?
Дети:
Сажать больше цветов, деревьев.
Воспитатель:
Давайте посадим зернышко в землю и через некоторое время у нас вырастет прекрасное растение. Сейчас наступила весна и если вы с родителями посадите хотя бы по одному дереву, то воздух в нашей крае станет намного чище.
Воспитатель:
У вас хорошее настроение? Передайте его своим друзьям: дотроньтесь друг до друга кулачками, ладошками.
Дунюшкина Ирина Иосифовна
Дунюшкина И.И. Педагогический проект «Почемучки-исследователи» // Совушка. 2018. N3(13)..02.2020).
Заказ № 112779
«Расскажи - и я забуду,
покажи - и я запомню,
дай попробовать - и я пойму».
(Китайская пословица)
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная мудрость.
«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», утверждают педагоги-практики.
Актуальность
Ребенок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может - глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которые развивают продуктивные формы мышления. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
3адача педагога - не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать и способствовать ее развитию. Познавательно- исследовательская деятельность - форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов; способствует формированию целостной картины мира.
Исследования Н. Н. Поддьякова, подтверждают, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том что, он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость анализа и сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Цель: Развитие познавательного интереса детей в процессе опытно - экспериментальной деятельности.
Задачи:
- расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
- знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов; - развитие мыслительных процессов, самостоятельности;
- воспитание гуманно-ценностного отношения к природе;
- создание необходимых условий для развития опытно - экспериментальной деятельности детей;
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
- привлечение родителей к совместной деятельности;
Матрица проекта
Название проекта: «Почемучки - исследователи»
Тематическое поле: Опытно - экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста.
Вид проекта: познавательно - исследовательский, творческий, групповой.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта: долгосрочный 2015-2017гг
Проблема:
В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.
Методы обучения: словесные, практические, наглядные.
Основные формы реализации проекта:
1. Формы образовательной работы с детьми:
- опыты, эксперименты
- экспериментирование на прогулке
- индивидуальная работа с детьми
- самостоятельная экспериментальная деятельность
- дидактические игры
- подвижные игры
- труд в природе и в уголке природы
- чтение художественной литературы
- беседы
- просмотр презентаций, мультфильмов.
2. Формы работы с родителями:
- Мастер класс
- Консультация
- Буклеты, памятки
- Беседы
- Ручной труд
- Развивающая среда.
3. Формы работы с педагогами:
- Консультации
- Буклеты
- Мастер класс.
Предполагаемый результат:
- Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
- Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
- Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;
- Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;
- В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.
Перспективы:
- Внедрить в работу ДОУ данный проект по опытно - экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
- Выбирать оптимальные методы и приёмы для активизации речевой активности (по рекомендациям учителя - логопеда);
- Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения;
- Пополнять предметно - развивающую среду;
- Систематизировать дидактический материал для проведения диагностических ситуаций.
Новизна:
- Комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования c учетом интеграции образовательных областей программы.
Этапы проведения проекта
Этапы |
Сроки |
|
Организационно - диагностический |
Анализ научной и методической литературы. Педагогическая диагностика на начало проекта. Разработка перспективного планирования с детьми и родителями. Организация предметно - развивающей среды |
Сентябрь 2015 г. |
Практический |
Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом интеграции образовательных областей. |
Октябрь-февраль |
Заключительный |
Педагогическая диагностика на конец проекта. Презентация проекта на педагогическом совете. |
Февраль 2017 г. |
Перспективный план работы над проектом по опытно - экспериментальной деятельности на 2015 - 2017 гг.
Месяц |
Вид деятельности |
Тема |
Цель |
Октябрь |
Беседа - рассказ |
Экскурсия в детскую лабораторию |
Повышение интереса к исследовательской деятельности. |
Познавательное видео. |
Волшебные стеклышки |
Познакомить детей с приборами для наблюдения. |
|
Свойства веществ |
Формирование представлений о свойствах веществ. |
||
Строение веществ |
Расширение представлений о строении знакомых веществ |
||
Растворяются, не растворяются |
Познакомить детей с таким свойством, как растворимость. |
||
Ноябрь |
«Воздух невидимка» |
Расширять знания о воздухе. |
|
«Где теплее» |
Выявить что теплый воздух легче холодного. |
||
Подвижная игра |
«Поймай воздух» |
Закреплять знания о воздухе в процессе игры. |
|
«Органы дыхания» |
Расширить знания у дошкольников об органах дыхания человека. |
||
Декабрь |
Презентация |
«Воды земного шара» |
Познакомить детей, что большую часть земного шара занимает вода. |
«Куда делась вода» |
Выявить процесс испарения воды. |
||
«Помощница вода» |
Использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи. |
||
Экспериментирование на прогулке |
«Свойства воды» |
Расширить представления о свойствах воды. |
|
Январь |
Познавательный мультфильм |
«Фиксики» (магнит) |
Познакомить с происхождением магнита. |
«Магнитные силы» |
Выявить свойства магнита. |
||
Беседа -эксперимент |
«Сила тяготения» |
Дать детям представления о силе тяготения. |
|
«Два магнита» |
Выявить особенность взаимодействия двух магнитов. |
||
«Поймай рыбку» |
Закреплять знания о магните в процессе игры. |
||
Февраль |
«В мире электричества» |
Расширить представление детей о электричестве. |
|
Эксперимент |
«Волшебный шарик» |
Установить причину статического электричества. |
|
Игра - эксперимент |
«Чудо прическа» |
Познакомить с проявлением статического электричества. |
|
Презентация |
«Что такое молния» |
Выявить что гроза это проявление электричества в природе. |
|
Март |
«В мире цветов» |
||
Труд в уголке природы |
«Пересадка цветов» |
Овладение навыками пересадки комнатных растений. |
|
«Вершки корешки» |
Выяснить что раньше появляется из семени. |
||
«Фильтрование воды» |
Познакомить с процессами очистки воды разными способами. |
||
Чтение х/л |
«Цветок огонек» |
Закреплять знания детей о цветах в процессе чтения х/л. |
|
Апрель |
презентация |
«Планеты Солнечной системы» |
Обогатить и систематизировать представление детей о космосе. |
«Космос» |
|||
«Далеко-близко» |
Познакомить детей с тем, как удаленность от солнца влияет на температуру воздуха. |
||
Чтение х/л |
Ирис Ревю «Звездочка Алида |
Закреплять знания детей о космосе в процессе чтения х/л. |
|
Наблюдение |
«Вода испаряется с помощью ветра» |
Доказать что ветер быстрее испаряет влагу. |
|
«Растения и удобрения» |
Дать детям понятия, что рост растений зависит от почвы. |
||
Труд на огороде |
«Животворное свойство воды» |
Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. |
|
«Что где растет» |
Уточнить и закрепить знания детей о принадлежности объекта к экологической системе «Луг» |
||
Сентябрь |
Экскурсия |
«Парковый лес» |
Расширять представление детей о многообразии растительности и его обитателях в процессе экскурсии в парковый лес. |
«Куда тянуться корни» |
Установить связь видоизменений частей растения с факторами внешней среды. |
||
«Запасливые стебли» |
Доказать что в пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу. |
||
презентация |
«Лес защитник и лекарь» |
Выявить защитную роль леса в лесостепной климатической зоне. |
|
«Крылатые семена» |
Закрепить знания о семенах в процессе игры. |
||
Октябрь |
«Крепкий спичечный коробок» |
Определить упругость воздуха. |
|
«Сухой из воды» |
Продемонстрировать существование атмосферного давления. |
||
Презентация |
«Мир металлов» |
Познакомить детей с разновидностями металлов. |
|
«Роль металлов в жизни человека» |
Познакомить детей с ролью металлов в жизни человека. |
||
Ноябрь |
Презентация |
«Жемчужина Урала» |
Познакомить детей с природными ископаемыми на территории РБ. |
«Качества природных ископаемых» |
Познакомить с качествами природных ископаемых. |
||
«Свойства песка и глины» |
Формировать знания детей о свойствах песка и глины. |
||
«Рисование на камне» |
Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования. Развивать фантазию, творческое воображение, образное мышление. |
||
«Гора и камешки» |
В игровых образах закрепить особенности полезных ископаемых. |
||
Чтение х/л |
«Сказка про лежач-камень, под который вода не течет» |
Закреплять знания детей о камнях в процессе чтения х/л. |
|
Декабрь |
Эксперименты на прогулке |
«Взаимодействие воды и снега» |
Закрепить знания детей о двух агрегатных состояниях воды. |
«Воздух под водой» |
Выявить что воздух легче воды, имеет силу. |
||
«Изменение объёма жидкости» |
Выявить изменение объема жидкости при замерзании. |
||
«Водоем» |
Расширять знания об экосистеме водоемов. |
||
«Мы водные капельки» |
|||
Январь |
«Как быстрее» |
||
Опыт на прогулке |
«Звуки в воде» |
Выявить особенности передачи звука на расстоянии. |
|
Ручной труд |
«Спичечный телефон» |
Изготовить простейшее устройство для передачи звука. |
Перспективный план работы с родителями
Форма работы |
Тема |
Беседа дома с детьми: |
«Кто такие учёные», «Что такое эксперимент?» |
Консультация: |
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях» |
Ручной труд: |
Изготовить с детьми водяной фильтр из разнообразных материалов. - «Как организовать игры с водой». |
«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?» |
|
Консультация: |
«Играя, познаем». |
Привлекать родителей к пополнению коллекции: |
«Разные ткани» «Бумажная страна» |
Мастер - класс: |
«Интересные опыты с детьми» |
Результаты диагностики на начало проекта (сентябрь 2015)
Таким образом, результаты диагностики на начало проекта показали следующее:
С высоким уровнем развития - 26% (5) - познавательное отношение у ребенка устойчиво. Он проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делает выводы.
Со средним - 53% (10) - в большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковые действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.
С уровнем ниже среднего - 21% (4). Дети не проявляют устойчивого интереса к экспериментированию, затрудняются выдвинуть предположения о возможных способах решения проблемы, отказываются от исследовательского поиска, ограничиваются простым манипулированием с предметами и материалами, при первых возникших трудностях отказываются от продолжения эксперимента.
Результаты диагностики на конец проекта (февраль 2017 г.)
Таким образом, результаты диагностики на конец проекта показали следующее:
С высоким уровнем развития - 58% (11) - дети самостоятельно видят проблему. Выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планируют предстоящую деятельность. Осознанно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действуют планомерно. В диалоге со взрослым поясняют ход деятельности. Формулируют в речи: достигнут или нет результат, замечают неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делают выводы.
Со средним уровнем развития - 32% (6) - в большинстве случаев дети проявляют активный познавательный интерес. Видят проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Дети принимают задачу и разворачивают поисковые действия, но действуют непоследовательно, получают частичный результат. Аргументируют свои суждения и пользуются доказательствами с помощью взрослого.
С уровнем развития ниже среднего - 10% (2) - включается в проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает. Он боится проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольник действует хаотично, переводит экспериментальную деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.
Диагностика исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования (по методике Л.Н. Прохоровой, Т.И. Бабаевой, О.В. Киреевой).
- Выявить интерес детей к экспериментированию, определить наиболее привлекательные для них разновидности данной деятельности;
- Выявить особенности экспериментирования в условиях взаимодействия с другими детьми;
- Выявить экспериментальным путем уровень растворимости различных веществ в воде;
- Выявить знания детей о плавучести предметов. Исследовательская задача ребенка - определить степень плавучести различных предметов в воде;
- Выявить умение детей анализировать объект или явление, выделять существенные признаки, сопоставлять различные факты, умение рассуждать и аргументировать собственные выводы;
- Выявить способность ребенка принимать цель деятельности, умения предвидеть результат, отбирать оборудование для осуществления деятельности, владеет ли практическими умениями в деятельности в природе (уход, выращивание растения), умеет ли соотносить результат с целью.
Критерии, уровни усвоения программы:
Высокий уровень (3 балла) - познавательное отношение у ребенка устойчиво. Он проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делает выводы.
Средний уровень (2 балла) - В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковых действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.
Ниже среднего (1 балл) - ребенок включаются в проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает. Он боится проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольник действует хаотично, переводит экспериментальную деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.
Выводы.
Мы пришли к выводу что, развитие исследовательских способностей дошкольников через новые педагогические технологии - такие как проектная деятельность, в образовательной практике способствуют развитию у детей поисково-исследовательской активности - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.Данная работа еще раз доказывает то, что такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений.Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.
Дальнейшее использование разработанной и предложенной модели позволит нам совершенствовать исследовательскую активность дошкольников и определить дальнейшие шаги в развитии детей и взаимодействии с родителями. Включение методов исследовательского обучения в образовательный процесс, систематическое проведение разработанных мероприятий, а также согласованная совместная работа воспитателей, родителей и педагога-психолога способствуют качественной подготовке детей к обучению в школе.
Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для нас, поэтому считаем, что в детском саду и в семье не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
«Оставляйте всегда что-то недосказанное,
чтобы ребенку захотелось еще и еще раз
возвратится к тому, что он узнал».
Сухомлинский В.А
Используемая литература:
- Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы».
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М.: Мозаика-синтез, 2015.
- Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ. СПб.: Детство-пресс, 2012.
- Куликова И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: Сфера, 2001.