Проект «Экспериментальная деятельность в подготовительной группе. Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе доу Проведение занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе ДОУ

Программное содержание проекта Предполагаемый проект проводится в рамках экологического воспитания детей подготовительного к школе возраста и в соответствии с ФГОС Реализация проекта проходила через следующие образовательные области: (познание, речевая социально- коммуникативная, художественно-эстетическая) В результате самостоятельных элементарных опытов и исследований, направленных на изучение воздуха и воды, их значении в жизни человека, у детей формируются естественные представления об объектах неживой природы. В ходе работы над проектом дети ответят на вопросы: Как организовать эффективный поиск информации? Что для этого можно использовать?


Актуальность проекта Актуальность данного проекта – развитие познавательного интереса через развитие познавательно – исследовательского поведения ребёнка. Исследование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребёнок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребёнка. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточной её разработанности в плане развития ребёнка.


Объект проекта: окружающая среда человека Предмет проекта: экспериментальные исследования свойств воды и воздуха Цель: с помощью экспериментов (опытов) выявить уровень сформированности представлений о воздухе и воде у детей подготовительного к школе возраста. Задачи: 1. Обучать детей исследовательской деятельности, развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними. 2. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы. 3. Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами, принимать и ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. 4. Расширять представления о значимости воздуха и воды в жизни человека. Развивать экологическое сознание.




Необходимые материалы Основное оборудование лаборатории: приборы – «помощники»; микроскоп, пробирки, сосуды, лабораторная посуда; весы; емкости для игр с водой разного объема и формы; силиконовые формы, и т.д. Утилизированный материал: пробки, проволока; разные виды бумаги; красители – гуашь, краски акварельные; мерные ложки, резиновые груши. Прочие материалы: воздушные шары, свечи, коктейльные трубочки, мяч.


Этапы реализации проекта Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы). Обобщение и уточнение представлений у детей о функциях и свойствах воздуха и воды. (Чтение художественной литературы, рассматривание картин с природными явлениями). Консультации для родителей по данной проблеме. I этап – подготовительный Организация работы над проектом. Теоретическая часть: составление перспективно-тематического плана работы с детьми, разработка конспектов и описание проведения опытов, консультирование родителей по теме: «Эксперимент в детском саду и дома». Практическая часть: Игры – эксперименты по данной проблеме. 3. Связь с другими видами деятельности: игровая, продуктивная, познавательно- исследовательская (самостоятельные опыты), коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы). II этап - основной Презентация проекта занятие по экологии с участием детей «Эксперименты с воздухом и водой». III этап - заключительный


Предполагаемый продукт проекта После завершения проекта дошкольники смогут: - Проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (или совместно с взрослыми); - Осуществлять поиск информации (самостоятельно или с взрослыми); - Собирать, обобщать и оценивать факты, формировать и представлять собственную точку зрения; - Проявлять элементарные навыки рационального природопользования.


СЕНТЯБРЬ 1 неделя. Проект начинается с уточнения представлений детей о функциях и свойствах воздуха и воды. Оценивается уровень знаний детей о воздухе и воде. 2 неделя. Уточняется представление детей о функциях и свойствах воды. Оценить уровень знаний о воде. 3 неделя. Проводится консультация с родителями на тему: «Опытно- экспериментальная деятельность с детьми в детском саду». 4 неделя. Знакомство с материалом и оборудованием для исследовательской деятельности. Поддерживать и развивать интерес у ребенка к исследованиям, опытам. октябрь 1 неделя. Расширять представления у детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет ни запаха, не имеет вес. Работа начинается с того, что воспитатель ставит перед детьми задачу обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойства – невидимость. Дети проводят опыт и делают выводы. Имеет ли запах воздух? Дидактическая игра «Узнай по запаху». 2 неделя. Предложить детям взвесить воздух и как это можно сделать при помощи весов. Дети взвешивают воздушные шарики и делают вывод, что без воздуха весят одинаково, также как и надутые. Поинтересоваться у детей, в какой знакомой игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катится, ее можно бросать. Если в нем появится хоть одна дырочка, то весь воздух выйдет. 3 неделя. С помощью опытов закрепить у детей представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.). 4 неделя. Обобщаются результаты исследования о воздухе. Проводится самостоятельная работа в уголке – лаборатории. ноябрь 1 неделя. Беседы о том, что вода необходима для животных, растений, птиц, рыб и людей, без воды нельзя жить. Дать детям понять, что вода – это источник жизни и все живое на земле нуждается в воде. 2 неделя. Дать представление о том, что вода может быть не только жидкой, но и твердой. И что под действием тепла – вода превращается из твердого состояния в жидкое, и наоборот. Эксперимент (вода – лед – вода). 3 неделя. Познакомить детей со свойствами воды – испарение. А также с тем, что дерево и пенопласт не тонут в воде. Игра «Пускаем кораблики». 4 неделя. Эксперимент превращения снега в воду. Продолжать знакомить со свойствами воды. Беседа «Что пьют животные и птицы зимой». Описание форм образовательной деятельности




ЦАРИЦА – ВОДИЦА ЗАНЯТИЕ ПО ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕЛЬ: совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды. ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: - способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды; -развивать речь, мышление, любознательность; -развивать умение делать выводы, умозаключения; -воспитывать аккуратность при работе. ОБОРУДОВАНИЕ: прозрачные стаканчики, ёмкости разной формы, мука, соль, сахар, аскорбиновая кис- лота, молоко, картина, краски, кисточка, платок, воронка, растительное масло, пипетка,травяной настой. МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ: -организационный приём; -художественное слово; -уточнение, опросы, игровые приёмы; -опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ: Дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ - Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране, Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает, На плите у нас кипит, Паром чайника шипит. Без неё нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить; Без неё нам не прожить. Н.Рыжова ВОСПИТАТЕЛЬ: - ребята, для чего нужна вода, кому нужна вода? А хотите больше узнать о воде? (ответы детей). Тогда проходите вот к этому столу, где нас ждут различные предметы для исследования воды.


ОБОРУДОВАНИЕ: - Кубик, шарик, вазы ХОД ОПЫТА: ВОСПИТАТЕЛЬ: какой формы эти предметы?(ответы детей). -А имеет ли форму вода? Для этого возьмём узкую банку и наполним её водой. Перельём эту воду в широкую банку. Форма, которую принимает вода, всё время изменяется. ВЫВОД: вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода- жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге растекается, в ямках собирается, а в землю впитывается. Итак, вода не имеет формы КАКОЙ ФОРМЫ ВОДА?


ОБОРУДОВАНИЕ: - один стакан с водой, другой с молоком ХОД ОПЫТА: Возьмём картинку и поставим её за стаканом с водой. -Нам видно картинку?(ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. -Что мы обнаружили? через воду рисунок виден, а через молоко нет. ВЫВОД: вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунём её в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через неё на картинку. Рисунок не виден. ВЫВОД: вода прозрачная жидкость. КАКОГО ЦВЕТА ВОДА?


ОБОРУДОВАНИЕ: - сахар, соль, мука, подсолнечное масло, аскорбиновая кислота ХОД ОПЫТА: -А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают своё мнение. Один ребёнок размешивает в воде сахар, другой - соль, третий – аскорбиновую кислоту. -Теперь попробуйте воду снова. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, солёная, кислая ВЫВОД: своего вкуса у воды нет. - А что случилось с веществами, которые попали в воду? (ответы детей). -А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Так же не растворилось и масло, оно осталось на поверхности. ВОДА – РАСТВОРИТЕЛЬ


ОБОРУДОВАНИЕ: -2 яйца (сваренное в крутую) -соль -вода -2 ёмкости ХОД ОПЫТА - Положили 2 яйца в разные ёмкости с водой. Они утонули. - В одну ёмкость с яйцом насыпали соль. Яйцо всплыло и держится на поверхности. ВЫВОД: - Вода солёная, поэтому вес воды увеличился, а яйцо стало легче солёной воды и оно поднялось на поверхность. ЯЙЦО УТОНЕТ ИЛИ ВСПЛЫВЁТ?


ОБОРУДОВАНИЕ: -Краски акварельные, силиконовые формочки, кисти, вода ХОД ОПЫТА -Подкрашиваем воду акварельной краской любого цвета -Наливаем в формочку -Замораживаем в морозильнике -Вытаскиваем льдинку из формочки, перегнув форму -Выкладываем получившиеся изделия ВЫВОД: - Вода принимает форму изделия, и сохраняет цвет краски после заморозки ЛЬДИНКИ НА ТРОПИНКЕ


ОБОРУДОВАНИЕ: - микроскоп, камни разной величины и цвета ХОД ОПЫТА: -Кроме самодельной лупы существует промышленный прибор для увеличения изображения предмета. -Перед вами прибор микроскоп. Давайте положим камешки на предметное стекло и рассмотрим их состав ВЫВОД: То, что не видно простым глазом, - мелкие песчинки, вкрапления других минералов в камень, под действием микроскопа увеличивается МИКРОСКОП


НЕВИДИМКА-ВОЗДУХ ЗАНЯТИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕЛЬ: совершенствовать представления детей о воздухе. ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: - формировать представление о воздухе, его свойствах;о роли в жизни живых существ. Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию. Развивать мышление, учить делать выводы в процессе эксперимента. ОБОРУДОВАНИЕ весы подвесные;2 одинаковых воздушных шара; стакан с водой; трубочки для коктейлей; пустой стакан; прозрачная ёмкость с водой; целлофановые пакеты; пузыри. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: беседа «Живая и не живая природа»; рассматривание иллюстраций. МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ: -организационный приём; -художественное слово; -уточнение, опросы, игровые приёмы; -опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ: Дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬ: -ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Помните, мы с вами говорили о живой и не живой природе. Давайте вспомним, что относится к живой природе (люди, животные, растения)? -А что относится к не живой природе (камни, вода, воздух, почва, звёзды)? Молодцы! А сейчас внимательно послушайте загадку. Если разгадаете, то узнаете, о чём мы сегодня будем говорить на занятии. Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но невидим он для нас. (воздух) Правильно, это воздух. Ребята, что вы знаете и можете сказать о воздухе? Вся наша планета окутана воздушным покрывалом. Воздух – везде: на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас. Чтобы доказать, что воздух есть, мы в нашей лаборатории проведём опыты.


ОБОРУДОВАНИЕ: - Целлофановые пакеты ХОД ОПЫТА -Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. -Закрутите пакеты. Что произошло с пакетом? -Что в них находится? Какой он? Вы его видите? - Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите пакет. -Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? ВЫВОД: мы его не видим, но чувствуем. КАК ПОЙМАТЬ ВОЗДУХ


ОБОРУДОВАНИЕ: - Стаканы с водой, трубочки ХОД ОПЫТА: -Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. -Что вы видите? -Что выходит из воды с пузырьками? - Откуда он берётся? ВЫВОД: Пузырьки поднимаются на поверхность потому, что воздух легче воды ВОЗДУХ ЛЕГЧЕ ВОДЫ


ОБОРУДОВАНИЕ: -8 кусков верёвки по 40 см -большой пластиковый пакет -двухсторонний скотч - игрушечный человечек ХОД ОПЫТА: Из пакета вырезали круг и прикрепили к нему верёвки и человечка. Сложили парашют и бросили его как можно выше. Парашют опускается медленно ВЫВОД - При спуске под куполом оказывается большое количество воздуха. Сила сопротивления воздуха уменьшает скорость падения ПАРАШЮТЫ (игрушечный парашют)




ОБОРУДОВАНИЕ: - 3 апельсина, вода, ёмкость ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА: - Положили апельсин в емкость с водой. Он плавал на поверхности Почистили другой апельсин. Положили в воду. Он утонул ВЫВОД: Неочищенный всплыл, потому что поверхность кожуры пористая, содержит воздух, который держит апельсин на поверхности Эксперименты вместе с родителями. « ТОНЕТ –НЕ ТОНЕТ»


ОБОРУДОВАНИЕ: - Банка, вода, стакан, мелкая игрушка, пищевая пленка ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА - Помещаем мелкую игрушку на дно банки. Закрываем горлышко банки пищевой пленкой. Наливаем в получившуюся воронку воды. Сверху прикрываем пленкой. Получилась лупа. ВЫВОД: Если смотреть через импровизированную лупу, игрушка на дне будет увеличена Эксперименты вместе с родителями. « САМОДЕЛЬНАЯ ЛУПА»


ОБОРУДОВАНИЕ: - Стакан прозрачный (пустой). Вода с пищевым красителем (у нас он будет зеленого цвета). Масло. Лед. Хорошее настроение и любознательность!!! ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА Возьмите прозрачную емкость (можно стакан), налейте в него воды до половины. Затем в воду поместите кубик льда. Вы увидите, что лед плавает на поверхности воды. Влейте в этот же стакан растительного масла, доведя объем жидкостей но полного наполнения сосуда. Оказывается, что лёд не будет всплывать сквозь масло, а «зависнет» между двумя жидкостями! ВЫВОД: Опыт очень понравился Варваре, так как при смешивании разноцветных жидкостей и льда, смогла наблюдать как «непослушный» лед остался на поверхности воды и под слоем масла, как при добавлении масла оно поднимается и собирается вверху и не смешивается с водой. При помощи подручных средств и простых действий, смогли наблюдать, что плотность воды больше чем у льда и масла. Эксперименты вместе с родителями. « НЕПОСЛУШНЫЙ ЛЁД» Практическая значимость проекта Для общества – ребенок, овладевающий навыками поисково-исследовательской деятельности, способен самостоятельно решать возникающие задачи, что и необходимо для школьного обучения. Для ребенка – развитие познавательных навыков, личностных качеств. После проведения всех опытов, бесед, посвященных изучению воздуха и воды, у детей стойко сформировалось представление о таких понятиях, как воздух и вода, их свойствах. Многочисленные опыты вызывали у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению. В результате проведенной совместно с детьми деятельностью по проекту были: Опровергнуты две гипотезы: «Воздух невидим потому, что его нет» и «Мы не можем потрогать воздух потому, что он не предмет». Подтверждены следующие высказывания детей: «Воздух можно поймать, он может двигать предметы, может быть холодным и теплым». Дети уяснили и закрепили для себя, что все пространство вокруг заполнено воздухом и, что без него не будет жизни на Земле, воздух есть жизнь. Что вода – это жидкость без цвета, вкуса и запаха, ее можно наливать, переливать, она обретает форму сосуда, в котором находится и также как и без воздуха, так и без воды, все живое на Земле погибнет.



Светлана Зобкова
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Детское экспериментирование - путь к познанию мира»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 "Аленушка" р. п. Кузоватово

Воспитатель : Зобкова С. И.

Проект "Детское экспериментирование - путь к познанию мира "

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ :

«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ МИРА »

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий . В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того используемый материал обеспечивает развитие двух типов детской активности :

1. собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим;

2. активность ребенка, стимулированной взрослым.

Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде.

Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника : развитие личности, психическое развитие.

Актуальность проекта .

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К. Е. Тимирязев

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира .

Образ мира - это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка , имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность , как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей , их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование .

Существует различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование » . В нашем исследовании мы придерживались определения, предложенного Н. Н. Поддьяковым : «детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой».

Работая в дошкольном учреждении, всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том , что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование , как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира .

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира .

Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

Цели и задачи проекта .

Цель проекта : Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности .

Задачи проекта :

Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;

Развивать связную речь детей : побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;

Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира );

Развивать наблюдательность;

Воспитывать интерес детей к ;

Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

Вид проекта : групповой ; краткосрочный ; поисково-исследовательский.

Участники проекта : воспитатель группы , дети 6 -7 лет.

Состав проектной группы : воспитатели и воспитанники группы 6 – 7 лет .

Этапы реализации проекта :

1 этап – подготовительный .

Изучить и проанализировать методическую литературу по теме

Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности

Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности .

2 этап – основной.

Внедрение в воспитательно – образовательный процесс опытно-экспериментальной деятельности . Перспективный план.

3 этап – заключительный.

Определить эффективность проведенной работы

Провести анализ полученных результатов.

Место проведения : МДОУ д/с №6 «Алёнушка» .

Режим занятий : 1 занятие в неделю, во второй половине дня. Продолжительность одного занятия 30 минут.

Ожидаемые результаты.

Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности .

Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.

У дошкольников развиты умения : наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

Перспективный план работы по основному этапу проекта :

Тема Программное содержание : Совместная деятельность педагога и детей (НОД по экспериментальной деятельности ) Совместная деятельность родителей и детей

«НЕВИДИМКА ВОЗДУХ» формировать представление о воздухе, его свойствах; о роли в жизни живых существ. Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию . Развивать мышление, учить делать

выводы в процессе эксперимента . КАК ПОЙМАТЬ ВОЗДУХ

Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетом? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите пакет. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? И так, мы его не видим, но чувствуем. ПАРАШЮТЫ (дома совестно с родителями изготавливаем игрушечный парашют)

Оборудование :

8 кусков верёвки по 40 см

Большой пластиковый пакет

Двухсторонний скотч

Игрушечный человечек

Из пакета вырезали круг и прикрепили к нему верёвки и человечка. Сложили парашют и бросили его как можно выше.

При спуске под куполом оказывается большое количество воздуха. Сила сопротивления воздуха уменьшает скорость падения.

ЧТО В СТАКАНЕ

Воспитатель : посмотрите, у меня в

руках стакан. Как вы думаете, он

пустой? Сейчас мы это проверим.

Нам понадобиться ёмкость с водой

и этот стакан. Перевернём стакан

вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно. Что вы видите? Попадает ли вода в стакан? Вытаскиваем. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри? (воспитатель предлагает детям

потрогать стакан внутри). Ребята,

почему вода не попала в стакан?

Какой можно сделать вывод?

Правильно, в стакане находится воздух, он не пускает туда воду. ПОЧЕМУ ГАСНЕТ СВЕЧА

Оборудование :

Взяли 2 свечи, поставили на блюдца

и подожгли их. Одну из свечей накрыли банкой и стали наблюдать, что будет происходить дальше. Через некоторое время свеча накрытая банкой погасла.

Почему она погасла? В банке кончился кислород и образовался углекислый газ. Вот так и мы не можем жить без кислорода.

ВОЗДУХ ЛЕГЧЕ ВОДЫ

Перед вами стаканы с водой и тру-

бочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Откуда он берётся? Пузырьки поднимаются на поверхность потому, что воздух легче

ИМЕЕТ ЛИ ВОЗДУХ ВЕС?

Нам понадобиться весы и два воздушных шара. Эти весы можно сделать сами из верёвочки и палочки. С двух сторон я подвесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены. Я возьму острую палочку

и проткну один из шаров. Что произошло? Какой можно сделать вывод? Шар с воздухом опустился вниз, а лопнувший шар поднялся вверх. Значит шарик с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха.

ДВИЖЕНИЕ ВОЗДУХА

Возьмите лист бумаги и помашите перед лицом. Что вы почувствуете? А если бы мы сейчас окно,

что бы почувствовали? Молодцы! Итак, делаем вывод, что воздух – движется. Ребята, сегодня мы много говорили о воздухе, его свойствах, но забыли сказать самое главное, что воздух

необходим всему живому. Без него мы не проживём и 5 минут. Попробуйте, закройте рот и зажмите нос двумя пальцами. Не дышите. Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватало? Хорошо вам было без воздуха?

ЦАРИЦА – ВОДИЦА - совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды;

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;

Развивать речь, мышление, любознательность;

Развивать умение делать выводы, умозаключения;

Воспитывать аккуратность при работе.

КАКОЙ ФОРМЫ ВОДА?

На столе лежат кубик и шарик.

Воспитатель : какой формы эти предметы (ответы детей) . А имеет ли

форму вода? Для этого возьмём

узкую банку и наполним её водой.

Перельём эту воду в широкую банку.

Форма, которую принимает вода, всё время изменяется.

Вывод : вода принимает форму того

сосуда, в котором находится. Вода-

жидкость. Вспомните лужи после

дождя. На дороге растекается, в ямках собирается, а в землю впитывается. И так вода не имеет формы.

КАКОГО ЦВЕТА ВОДА?

Возьмём два стакана-один с водой, а

другой с молоком. Возьмём картинку

и поставим её за стаканом с водой.

Нам видно картинку (ответы детей) .

А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? Вывод : через воду рисунок виден, а через молоко нет. Значит вода прозрачная жидкость.

Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунём её в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через неё на картинку. Рисунок не виден.

И так,делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. ЛЬДИНКИ НА ТРОПИНКЕ

Оборудование :

3 ёмкости

Формочки

В ёмкости налили воды. Воду

подкрасили акварельными

красками разного цвета. Подкрашенную воду разлили в формочки. Формочки положили в морозилку. На следующий день

получили разноцветные льдинки.

ВОДА – РАСТВОРИТЕЛЬ

А если у воды вкус? Дети пробуют

воду и высказывают своё мнение.

Один ребёнок размешивает в воде

сахар, другой - соль, третий – аскорбиновую кислоту. Теперь попробуй-

те воду снова. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала слад-

кая, солёная, кислая. Вывод : своего

вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы добавили в воду? (ответы детей) . А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Так же не растворилось и масло, оно осталось на поверхности. ЯЙЦО УТОНЕТ ИЛИ ВСПЛЫВЁТ?

Оборудование :

2 яйца (сваренное в крутую)

2 ёмкости

Положили 2 яйца в разные ёмкости

с водой. Они утонули. В одну ёмкость с яйцом насыпали соль. Яйцо всплыло и держится на поверхности. Вода солёная, поэтому вес воды увеличился, а яйцо стало легче солёной воды и оно поднялось на поверхность.

ЕСТЬ ЛИ ЗАПАХ У ВОДЫ?

Давайте определим есть ли запах у воды. (Ответы детей) . Теперь размешаем в воде травяной настой и мятные капли. И снова понюхаем воду. У воды появился запах. Растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды : цвет, вкус, запах.

ФИЛЬТРОВАНИЕ ВОДЫ

Бывает такая ситуация, что воды

чистой рядом нет, но жизненно

важно глотнуть хотя бы глоток воды. Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся . Для этого возьмём воронку, платок, вату и ёмкость для воды. Делаем очистительные устройства – фильтры.

Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать словарь. Формировать
осознанное отношение к своему здоровью.

Материал: камешек, стакан с водой, полиэтиленовый пакет, резиновая груша, кусочек мела, соломинка, зеркало; банка с водой, воронка, стакан, кусок резины, резиновая игрушка, весы, панно с деревом.

Ход занятия:
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Такой большой, что занимаю мир,
Такой маленький, что в любую щель пролезаю.
(воздух )
Правильно, а почему вы так решили?
Дети: Воздух везде; вокруг нас, на небе, на всей земле.
Воспитатель: Предлагаю вам стать учеными и заняться исследованием воздуха. Вы знаете, кто такие ученые-исследователи?
Дети: Люди, которые занимаются исследованиями.
Воспитатель: Нам предстоит трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. (Прикрепляет на грудь детям визитки).
Вы готовы? Уважаемые коллеги! Пройдите в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.

1 Опыт:
Воспитатель: Возьмем в руки камешек, сожмем его в руке. Какой он на ощупь? (твердый, жесткий, крепкий). Камень – это твердое тело. Какие твердые тела вы можете назвать?
Дети: ……………………
Воспитатель: А можно ли взять в руку воздух и сжать его? Нет нельзя. Делаем вывод: ВОЗДУХ – НЕ ТВЕРДОЕ ТЕЛО.
2 Опыт:
Воспитатель: Возьмем стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте, какая она?
Дети: Прозрачная, бесцветная, без запаха, без вкуса.
Воспитатель: Что умеет делать вода? Вода течет, бежит, струится, журчит. Что же такое вода? Вода – это жидкость. Назовите другие жидкости.
Дети: Сок, кефир, молоко, кисель и т.д.
Воспитатель: Делаем вывод: ВОЗДУХ – НЕ ЖИДКОЕ ТЕЛО.
Воспитатель: Мы знаем, что воздух нельзя сжать в руке. Значит он – не твердое тело. Воздух не течет, его нельзя пить. Значит он – не жидкость.
Можно сделать вывод: Воздух не твердое тело и не жидкость. Воздух – это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха. Вот это наше открытие. Продолжим исследования.

Воспитатель: Воздух невидим. Как же нам его обнаружить?
Опыт:
Воспитатель: Возьмем полиэтиленовый пакет и начнем скручивать его с открытого края. Пакет становится выпуклым. Почему? (ответы детей )
Дети: Делаем вывод: Он наполнен воздухом, но мы его не видим.
Опыт:
Воспитатель: А теперь помашем ладонью около лица, подуем на ладонь. Что мы чувствуем?
Дети: Ветер, воздух движется.
Воспитатель: Делаем вывод: ДВИЖЕНИЕ ВОЗДУХА МЫ МОЖЕМ ОЩУЩАТЬ.

Физкультминутка
(дети имитируют движения).
Ветер тихо клен качает.
Вправо влево наклоняет.
Раз – наклон
И два – наклон,
Зашумел листвою клен.

(предлагаю сесть)
Воспитатель: Воздух есть везде. Проверим это.
Опыт:
Воспитатель: Возьмем резиновую грушу, сожмем ее в руке. Что вы услышали?
Дети: Свист, воздух с шумом выходит из груши.
Воспитатель: А теперь закроем отверстие резиновой груши и попытаемся сжать ее. Она не сжимается? Что же этому мешает?
Дети: Палец, закрывающий отверстие и воздух, находящийся внутри груши.
Воспитатель: Делаем вывод: ВОЗДУХ, НАХОДЯЩИЙСЯ В ГРУШЕ, МЕШАЕТ ЕЕ СЖАТЬ.
Опыт:
Воспитатель: А теперь бросим в стакан с водой кусочек мела. Что происходит?
Дети: Из мела выходят пузырьки воздуха.
Воспитатель: Мы провели ряд опытов, выясняя, где есть воздух. К какому выводу мы пришли? ВОЗДУХ ЕСТЬ ВЕЗДЕ: В ПАКЕТЕ, В ГРУШЕ, В МЕЛЕ.
А теперь, уважаемые коллеги, предлагаю вам продолжить исследования и выяснить, какими свойствами обладает воздух.
Воспитатель: Занимает ли воздух место?
Опыт:
Воспитатель: Опустим перевернутый стакан в банку с водой. Что вы наблюдаете?
Дети: Вода в стакан не вливается.
Воспитатель: Теперь осторожно наклоним стакан. Что произошло и почему?
Дети: Вода влилась в стакан, воздух из него вышел в виде пузырей.
Опыт:
Воспитатель: А теперь закроем трубочку пальцем и опустим ее в воду. Что произошло?
Дети: Вода не поступает в трубочку.
Воспитатель: Открою отверстие трубочки. Почему вода вошла в трубочку? Воздух вышел из трубочки, и туда влилась вода. Делаем вывод: ВОЗДУХ ЗАНИМАЕТ МЕСТО.
Воспитатель: А теперь узнаем, имеет ли воздух вес?
Опыт:
Воспитатель: Возьмем два воздушных шара. Внутри одного находится воздух, а другой сдутый, без воздуха. Их кладем на весы. Что наблюдаем: чаша весов с надутым шаром перевесила. Почему? Делаем вывод: ЧАША ВЕСОВ ПЕРЕВЕСИЛА, ПОТОМУ ЧТО ШАРИК НАПОЛНЕН ВОЗДУХОМ. ЗНАЧИТ, ВОЗДУХ ИМЕЕТ ВЕС.
Опыт:
Воспитатель: А сейчас возьмем кусочек резины и бросим его в воду. Он утонул. Опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее, чем кусочек резины? Что у нее внутри?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Делаем вывод: ВОЗДУХ ИМЕЕТ ВЕС, НО ОН ЛЕГЧЕ, ЧЕМ ВОДА. Мы провели исследования. Что мы узнали о свойствах воздуха?
Дети: Воздух занимает место и имеет вес.
Воспитатель: Правильный вывод, коллеги. А для чего нам необходим воздух?
Дети: Для дыхания.
Воспитатель: Уважаемые коллеги! Мы провели опыты, узнали, как и где можно обнаружить воздух, какими свойствами он обладает. Знаем главное назначение воздуха. Теперь предлагаю убедиться в том, что мы дышим воздухом.
Опыт:
Воспитатель: Возьмем стакан с водой и соломинку. Опустим соломинку в воду и тихонько подуем в нее. Что вы наблюдаете?
Дети: Пузырьки воздуха.
Воспитатель: Да, и это доказывает, что мы выдыхаем воздух.
Опыт:
Воспитатель: Подышим на зеркало. Оно запотело. Почему?
Дети: предположения детей.
Воспитатель: Поверхность зеркала стала влажной, так как вместе с воздухом мы выдыхаем мельчайшие капельки воды.
Воспитатель: А теперь подойдите к плакату и расскажите, как дышит человек, и как воздух проникает в организм.
Дети: Через нос и рот воздух вдыхается и попадает в легкие. А там через трубочки-сосуды, по которым течет кровь, отдает необходимые для жизни человека вещества, а забирает вредные, ненужные, и выдыхает, выталкивая их наружу.
Воспитатель: Правильно. А теперь положите руки на грудную клетку. При дыхании она поднимается (расширяется) и опускается (сжимается). Что происходит с легкими при дыхании?
Дети: При вдохе легкие расширяются, а при выдохе сжимаются.
Воспитатель: А теперь попробуйте не дышать. Долго смогли вы продержаться без дыхания? Нет. Делаем вывод: БЕЗ ДЫХАНИЯ ЖИЗНИ НЕТ.
Воспитатель: Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Что же приводит к загрязнению воздуха?
Ответы детей: Дым из трубы, дым из машин.
Воспитатель: (экологическая игра ) А теперь я предлагаю вам поиграть в игру. Рассмотрим панно. А как вы думаете, какие картинки здесь лишние, почему?
Воспитатель: Мы должны заботиться о своем здоровье. Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым?
Дети: Сажать больше цветов, деревьев.
Воспитатель: Давайте посадим зернышко в землю и через некоторое время у нас вырастет прекрасное растение. Сейчас наступила весна и если вы с родителями посадите хотя бы по одному дереву, то воздух в нашей крае станет намного чище.
Воспитатель: У вас хорошее настроение? Передайте его своим друзьям: дотроньтесь друг до друга кулачками, ладошками.

Дунюшкина Ирина Иосифовна

Дунюшкина И.И. Педагогический проект «Почемучки-исследователи» // Совушка. 2018. N3(13)..02.2020).

Заказ № 112779

«Расскажи - и я забуду,

покажи - и я запомню,

дай попробовать - и я пойму».

(Китайская пословица)

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная мудрость.

«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», утверждают педагоги-практики.

Актуальность

Ребенок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может - глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которые развивают продуктивные формы мышления. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

3адача педагога - не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать и способствовать ее развитию. Познавательно- исследовательская деятельность - форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов; способствует формированию целостной картины мира.

Исследования Н. Н. Поддьякова, подтверждают, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том что, он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость анализа и сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Цель: Развитие познавательного интереса детей в процессе опытно - экспериментальной деятельности.

Задачи:

  • расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
  • знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов; - развитие мыслительных процессов, самостоятельности;
  • воспитание гуманно-ценностного отношения к природе;
  • создание необходимых условий для развития опытно - экспериментальной деятельности детей;
  • формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
  • привлечение родителей к совместной деятельности;

Матрица проекта

Название проекта: «Почемучки - исследователи»

Тематическое поле: Опытно - экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Вид проекта: познавательно - исследовательский, творческий, групповой.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: долгосрочный 2015-2017гг

Проблема:

В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.

Методы обучения: словесные, практические, наглядные.

Основные формы реализации проекта:

1. Формы образовательной работы с детьми:

  • опыты, эксперименты
  • экспериментирование на прогулке
  • индивидуальная работа с детьми
  • самостоятельная экспериментальная деятельность
  • дидактические игры
  • подвижные игры
  • труд в природе и в уголке природы
  • чтение художественной литературы
  • беседы
  • просмотр презентаций, мультфильмов.

2. Формы работы с родителями:

  • Мастер класс
  • Консультация
  • Буклеты, памятки
  • Беседы
  • Ручной труд
  • Развивающая среда.

3. Формы работы с педагогами:

  • Консультации
  • Буклеты
  • Мастер класс.

Предполагаемый результат:

  • Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
  • Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
  • Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;
  • Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;
  • В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.

Перспективы:

  • Внедрить в работу ДОУ данный проект по опытно - экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
  • Выбирать оптимальные методы и приёмы для активизации речевой активности (по рекомендациям учителя - логопеда);
  • Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения;
  • Пополнять предметно - развивающую среду;
  • Систематизировать дидактический материал для проведения диагностических ситуаций.

Новизна:

  • Комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования c учетом интеграции образовательных областей программы.

Этапы проведения проекта

Этапы

Сроки

Организационно - диагностический

Анализ научной и методической литературы. Педагогическая диагностика на начало проекта.

Разработка перспективного планирования с детьми и родителями.

Организация предметно - развивающей среды

Сентябрь 2015 г.

Практический

Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом интеграции образовательных областей.

Октябрь-февраль

Заключительный

Педагогическая диагностика на конец проекта.

Презентация проекта на педагогическом совете.

Февраль 2017 г.

Перспективный план работы над проектом по опытно - экспериментальной деятельности на 2015 - 2017 гг.

Месяц

Вид деятельности

Тема

Цель

Октябрь

Беседа - рассказ

Экскурсия в детскую лабораторию

Повышение интереса к исследовательской деятельности.

Познавательное видео.

Волшебные стеклышки

Познакомить детей с приборами для наблюдения.

Свойства веществ

Формирование представлений о свойствах веществ.

Строение веществ

Расширение представлений о строении знакомых веществ

Растворяются, не растворяются

Познакомить детей с таким свойством, как растворимость.

Ноябрь

«Воздух невидимка»

Расширять знания о воздухе.

«Где теплее»

Выявить что теплый воздух легче холодного.

Подвижная игра

«Поймай воздух»

Закреплять знания о воздухе в процессе игры.

«Органы дыхания»

Расширить знания у дошкольников об органах дыхания человека.

Декабрь

Презентация

«Воды земного шара»

Познакомить детей, что большую часть земного шара занимает вода.

«Куда делась вода»

Выявить процесс испарения воды.

«Помощница вода»

Использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.

Экспериментирование на прогулке

«Свойства воды»

Расширить представления о свойствах воды.

Январь

Познавательный мультфильм

«Фиксики» (магнит)

Познакомить с происхождением магнита.

«Магнитные силы»

Выявить свойства магнита.

Беседа -эксперимент

«Сила тяготения»

Дать детям представления о силе тяготения.

«Два магнита»

Выявить особенность взаимодействия двух магнитов.

«Поймай рыбку»

Закреплять знания о магните в процессе игры.

Февраль

«В мире электричества»

Расширить представление детей о электричестве.

Эксперимент

«Волшебный шарик»

Установить причину статического электричества.

Игра - эксперимент

«Чудо прическа»

Познакомить с проявлением статического электричества.

Презентация

«Что такое молния»

Выявить что гроза это проявление электричества в природе.

Март

«В мире цветов»

Труд в уголке природы

«Пересадка цветов»

Овладение навыками пересадки комнатных растений.

«Вершки корешки»

Выяснить что раньше появляется из семени.

«Фильтрование воды»

Познакомить с процессами очистки воды разными способами.

Чтение х/л

«Цветок огонек»

Закреплять знания детей о цветах в процессе чтения х/л.

Апрель

презентация

«Планеты Солнечной системы»

Обогатить и систематизировать представление детей о космосе.

«Космос»

«Далеко-близко»

Познакомить детей с тем, как удаленность от солнца влияет на температуру воздуха.

Чтение х/л

Ирис Ревю «Звездочка Алида

Закреплять знания детей о космосе в процессе чтения х/л.

Наблюдение

«Вода испаряется с помощью ветра»

Доказать что ветер быстрее испаряет влагу.

«Растения и удобрения»

Дать детям понятия, что рост растений зависит от почвы.

Труд на огороде

«Животворное свойство воды»

Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

«Что где растет»

Уточнить и закрепить знания детей о принадлежности объекта к экологической системе «Луг»

Сентябрь

Экскурсия

«Парковый лес»

Расширять представление детей о многообразии растительности и его обитателях в процессе экскурсии в парковый лес.

«Куда тянуться корни»

Установить связь видоизменений частей растения с факторами внешней среды.

«Запасливые стебли»

Доказать что в пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу.

презентация

«Лес защитник и лекарь»

Выявить защитную роль леса в лесостепной климатической зоне.

«Крылатые семена»

Закрепить знания о семенах в процессе игры.

Октябрь

«Крепкий спичечный коробок»

Определить упругость воздуха.

«Сухой из воды»

Продемонстрировать существование атмосферного давления.

Презентация

«Мир металлов»

Познакомить детей с разновидностями металлов.

«Роль металлов в жизни человека»

Познакомить детей с ролью металлов в жизни человека.

Ноябрь

Презентация

«Жемчужина Урала»

Познакомить детей с природными ископаемыми на территории РБ.

«Качества природных ископаемых»

Познакомить с качествами природных ископаемых.

«Свойства песка и глины»

Формировать знания детей о свойствах песка и глины.

«Рисование на камне»

Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования. Развивать фантазию, творческое воображение, образное мышление.

«Гора и камешки»

В игровых образах закрепить особенности полезных ископаемых.

Чтение х/л

«Сказка про лежач-камень, под который вода не течет»

Закреплять знания детей о камнях в процессе чтения х/л.

Декабрь

Эксперименты на прогулке

«Взаимодействие воды и снега»

Закрепить знания детей о двух агрегатных состояниях воды.

«Воздух под водой»

Выявить что воздух легче воды, имеет силу.

«Изменение объёма жидкости»

Выявить изменение объема жидкости при замерзании.

«Водоем»

Расширять знания об экосистеме водоемов.

«Мы водные капельки»

Январь

«Как быстрее»

Опыт на прогулке

«Звуки в воде»

Выявить особенности передачи звука на расстоянии.

Ручной труд

«Спичечный телефон»

Изготовить простейшее устройство для передачи звука.

Перспективный план работы с родителями

Форма работы

Тема

Беседа дома с детьми:

«Кто такие учёные», «Что такое эксперимент?»

Консультация:

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Ручной труд:

Изготовить с детьми водяной фильтр из разнообразных материалов.

- «Как организовать игры с водой».

«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?»

Консультация:

«Играя, познаем».

Привлекать родителей к пополнению коллекции:

«Разные ткани»

«Бумажная страна»

Мастер - класс:

«Интересные опыты с детьми»

Результаты диагностики на начало проекта (сентябрь 2015)

Таким образом, результаты диагностики на начало проекта показали следующее:

С высоким уровнем развития - 26% (5) - познавательное отношение у ребенка устойчиво. Он проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делает выводы.

Со средним - 53% (10) - в большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковые действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

С уровнем ниже среднего - 21% (4). Дети не проявляют устойчивого интереса к экспериментированию, затрудняются выдвинуть предположения о возможных способах решения проблемы, отказываются от исследовательского поиска, ограничиваются простым манипулированием с предметами и материалами, при первых возникших трудностях отказываются от продолжения эксперимента.

Результаты диагностики на конец проекта (февраль 2017 г.)

Таким образом, результаты диагностики на конец проекта показали следующее:

С высоким уровнем развития - 58% (11) - дети самостоятельно видят проблему. Выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планируют предстоящую деятельность. Осознанно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действуют планомерно. В диалоге со взрослым поясняют ход деятельности. Формулируют в речи: достигнут или нет результат, замечают неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делают выводы.

Со средним уровнем развития - 32% (6) - в большинстве случаев дети проявляют активный познавательный интерес. Видят проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Дети принимают задачу и разворачивают поисковые действия, но действуют непоследовательно, получают частичный результат. Аргументируют свои суждения и пользуются доказательствами с помощью взрослого.

С уровнем развития ниже среднего - 10% (2) - включается в проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает. Он боится проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольник действует хаотично, переводит экспериментальную деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.

Диагностика исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования (по методике Л.Н. Прохоровой, Т.И. Бабаевой, О.В. Киреевой).

  1. Выявить интерес детей к экспериментированию, определить наиболее привлекательные для них разновидности данной деятельности;
  2. Выявить особенности экспериментирования в условиях взаимодействия с другими детьми;
  3. Выявить экспериментальным путем уровень растворимости различных веществ в воде;
  4. Выявить знания детей о плавучести предметов. Исследовательская задача ребенка - определить степень плавучести различных предметов в воде;
  5. Выявить умение детей анализировать объект или явление, выделять существенные признаки, сопоставлять различные факты, умение рассуждать и аргументировать собственные выводы;
  6. Выявить способность ребенка принимать цель деятельности, умения предвидеть результат, отбирать оборудование для осуществления деятельности, владеет ли практическими умениями в деятельности в природе (уход, выращивание растения), умеет ли соотносить результат с целью.

Критерии, уровни усвоения программы:

Высокий уровень (3 балла) - познавательное отношение у ребенка устойчиво. Он проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делает выводы.

Средний уровень (2 балла) - В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковых действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Ниже среднего (1 балл) - ребенок включаются в проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает. Он боится проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольник действует хаотично, переводит экспериментальную деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.

Выводы.

Мы пришли к выводу что, развитие исследовательских способностей дошкольников через новые педагогические технологии - такие как проектная деятельность, в образовательной практике способствуют развитию у детей поисково-исследовательской активности - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.Данная работа еще раз доказывает то, что такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений.Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.

Дальнейшее использование разработанной и предложенной модели позволит нам совершенствовать исследовательскую активность дошкольников и определить дальнейшие шаги в развитии детей и взаимодействии с родителями. Включение методов исследовательского обучения в образовательный процесс, систематическое проведение разработанных мероприятий, а также согласованная совместная работа воспитателей, родителей и педагога-психолога способствуют качественной подготовке детей к обучению в школе.

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для нас, поэтому считаем, что в детском саду и в семье не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

«Оставляйте всегда что-то недосказанное,

чтобы ребенку захотелось еще и еще раз

возвратится к тому, что он узнал».

Сухомлинский В.А

Используемая литература:

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы».
  2. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М.: Мозаика-синтез, 2015.
  3. Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ. СПб.: Детство-пресс, 2012.
  4. Куликова И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. М.: Педагогическое общество России, 2005.
  5. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: Сфера, 2001.